Образование на скорую руку
В журнале «Деловая неделя» № 4(146) от 10 марта 2009 г. опубликовано экспертное мнение управляющего партнера хедхантинговой компании BS Corp, основателя агентства «Кадровые Решения» Марины Михалевой на тему «Обучение персонала во время кризиса».
АННА ГЛУХОВСКАЯ, нижегородский журнал «Деловая неделя» № 4(146) от 10 марта 2009 г.
Долгосрочные программы бизнес-образования уступают место сверхскоростным курсам. Предпринимателями движет желание приобрести ценные знания, которые можно было бы немедленно использовать на практике для успешной работы в период кризиса. Но жажда скорости часто оборачивается разочарованием. Как не ошибиться в выборе экспресс-продуктов? Что можно освоить за короткое время, а чему невозможно научиться на скорую руку.
Жажда скорости
Согласно исследованиям кадровых консалтинговых компаний, сегодня порядка 80-85% столичных работодателей отменили программы долгосрочного обучения и развития сотрудников. Такая тенденция характерна и для нашего региона.
«Сейчас планы по обучению сотрудников заморозили большинство корпоративных заказчиков, даже те предприятия, которых почти не коснулся кризис, — говорит управляющий партнер хедхантинговой компании BS Corp, основатель агентства «Кадровые Решения» Марина Михалева. — Экономическая ситуация во многом определяет вид бизнес-образования, который нужен предприятию. Сегодня непонятно, какой будет экономика в ближайшее время, ситуация меняется буквально каждую неделю, в связи с этим планирование обучения на долгосрочной основе становится рискованным. Когда падающий рынок достигнет дна, тогда, возможно, наступит ясность, как строить систему корпоративного обучения на перспективу. Сегмент бизнес-образования станет другим — количественно и качественно».
«В 2008 г. мы отмечали всплеск спроса на бизнес-образование и с весны готовили и согласовывали программы для ряда заказчиков на общую сумму, исчисляемую миллионами рублей, проводили дополнительный отбор тренеров для участия в этих проектах, планировали их обучение, — вспоминает директор RETAIL SERVICE COMPANY Татьяна Ивлева. — В ноябре-декабре бюджеты по данным статьям начали сокращаться, а в некоторых компаниях были отменены вообще. Но в начале 2009 г. мы получили заказы на ряд новых проектов, и сейчас время наших штатных тренеров по программам в области сервиса распланировано до начала лета».
Ситуация в сфере бизнес-образования меняется на глазах. В обстановке тревоги и неопределенности на первый план выходят услуги, призванные оперативно, за пару дней решить проблемы компании.
«С начала сентября прошлого года растет спрос на краткосрочные программы и «скороспелые» курсы, посвященные антикризисному управлению. Организации заказывают целевые семинары и тренинги, в которых научная теория не просто подтверждена практикой, но и привязана к практической текущей ситуации в бизнесе. Эти продукты обусловлены стремлением к быстрому внедрению организационных изменений в компаниях — мгновенно, здесь и сейчас», — рассказывает Татьяна Гладина, доцент НГТУ, бизнес-тренер, заместитель директора ГУ «Нижегородский региональный ресурсный центр» (реализующий Президентскую программу подготовки управленческих кадров на территории Нижегородской области), член совета Нижегородской Гильдии профессиональных консультантов.
По мнению директора нижегородского отделения Центра предпринимательства США-Россия (провайдер образовательной программы Фаст Трэк) Елены Фомченко, по сравнению с долгосрочными образовательными продуктами ускоренное образование имеет одно неоспоримое преимущество — краткость. А сегодня для многих компаний время дороже денег.
Социальный заказ
Желание руководителей компаний как можно быстрее приобрести знания и навыки, позволяющие добиться антикризисной устойчивости, создает серьезные сложности для провайдеров образовательных программ. Преподавателям приходится отлаживать образовательный процесс в соответствии с требованиями нетерпеливых заказчиков. Порой, как поясняет г-жа Гладина, у тренеров элементарно не хватает времени на то, чтобы заранее выехать на предприятие или хотя бы предварительно побеседовать по телефону с заказчиком, проанализировать потребности бизнеса, оценить уровень подготовки и знаний целевой аудитории.
Между тем, подобный экспресс-анализ — важный этап, от которого во многом зависит эффективность обучения. «Предположим, организация заказывает тренинг по антикризисному управлению персоналом, финансовыми потоками, — приводит пример Татьяна Гладина. — Первым делом я интересуюсь, на какую целевую аудиторию будут направлены усилия, какие проблемы с помощью обучения мы собираемся решать, какова подготовка и должностные компетенции сотрудников. Обязательно нужны ориентиры — задачи, которых мы хотим достичь с помощью образовательного продукта. Например, надо сократить текучесть персонала или сохранить кадровый потенциал, улучшить мотивацию, для того чтобы в перспективе достичь определенных целей».
Однако на практике, по словам эксперта, на выяснение всех обстоятельств, на «настройку» аудитории заказчики зачастую не оставляют времени. «Нередко уже на месте, непосредственно в начале занятий приходится проводить экспресс-диагностику, для того чтобы узнать, каково поле, на которое мы будем сеять зерна, и насколько подготовлена почва, чтобы взрастить нужный урожай», — заключает г-жа Гладина.
Практичность без изысков
Какой урожай хотят снять потребители скоростного обучения? Какие образовательные продукты сегодня наиболее популярны?
Спросом пользуются короткие программы, спроектированные и реализуемые по принципу on demand (по требованиям, запросам конкретных клиентов) и курсы повышения квалификации (до 100 часов), не требующие существенных финансовых, временных и личностных затрат. Причем все более востребованным становится короткое обучение: 1-2-дневные тренинги, «заточенные» под конкретный, измеримый результат.
Как правило, скоростное обучение проходит в форме семинаров, тренингов или семинаров с элементами тренинга. Эти мероприятия бывают как закрытыми, корпоративными, так и открытыми, рассчитанными на представителей разных компаний. Последние, в свою очередь, бывают моноотраслевыми, адресованными фирмам одной сферы деятельности (автомобилестроители, рестораторы и др.) и межотраслевыми, тематическими, разбирающими проблемы «широкого профиля» (например, защита от рейдеров, постановка системы бюджетирования). В быстрых программах, как и в долгосрочных, сочетаются разные способы преподавания — немного «классики», характерной для вуза (элементы лекций и семинаров), плюс специальные методы (разбор кейсов, деловые игры, симуляция).
Тренд сезона — практичность без изысков. Краткосрочные программы для бизнеса постепенно возвращаются в рамки сугубо экономической тематики. Различные «образовательно-развлекательные» курсы, например, посвященные ораторскому мастерству, искусству завоевывать симпатии окружающих, умению качественно отдыхать, отходят на дальний план. Для большинства компаний наиболее актуальными становятся образовательные услуги, которые в кратчайшие сроки позволяют ответить на жизненно важные вопросы «что делать?» (т.е. какой должны быть стратегия и тактика прохождения кризиса) и «как продавать?» в постоянно меняющейся среде. По прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе будут более востребованы недорогие краткосрочные открытые программы.
Портрет слушателя
Для кого приобретаются программы скоростного образования? Эксперты утверждают, что три категории сотрудников — руководители, продавцы и специалисты, непосредственно занятые на производстве товаров и услуг, — будут обучаться всегда. Основные бизнес-функции (управление, производство и продажи) не удастся игнорировать ни в мирное время, ни тем более в кризис.
Для собственников компаний и управленцев заказываются семинары и тренинги на антикризисную тематику и по развитию специальных менеджерских навыков. Продавцов обучают работе с дебиторской задолженностью, взаимодействию с ключевыми клиентами. Производственников, как правило, учат по стандартным универсальным программам, имеющим отраслевую специфику.
«Растет спрос на тренинги по обучению активным продажам, в том числе продажам по телефону, технологиям заключения договоров, общению с клиентами, — отмечает Татьяна Гладина. — Эти потребности адекватны рыночной ситуации. Сегодня, когда рушатся партнерские отношения и долгосрочные деловые связи, многие компании вынуждены искать компромиссы, идти на взаимные уступки, более тщательно прорабатывать контракты. И получение знаний и навыков в данной сфере супервостребованно. Как ни парадоксально, многие заказчики, несмотря на дефицит финансов, готовы платить тренеру за час работы вдвое больше, чем в докризисный период — лишь бы научил!»
В настоящее время, как подчеркивает г-жа Гладина, от «носителей знаний» требуется, в первую очередь, умение «зажечь» аудиторию, погрузить слушателей в решение задачи, побудить их взглянуть на проблему по-новому, а главное — предоставить людям простые в использовании инструменты современного менеджмента и научить применять их на практике. «Сложные управленческие технологии аудитория сейчас просто не воспримет, особенно в отсутствие необходимых базовых знаний и навыков, и тогда эффекта от обучения не будет, — подчеркивает эксперт. — Занятия в компании очень важно проводить в режиме дискуссии, опираясь на сильных компетентных людей в группе и создавая таким образом эффект экспресс-наставничества».
Марина Михалева отмечает интересную тенденцию, которая уже в полной мере проявилась в Москве и в ближайшее время, скорее всего, станет заметной в Нижнем. «Сейчас быстрое образование становится все более востребованным физлицами, представителями среднего и высшего менеджмента, которые хотят усилить или доработать тактические компетенции и повысить эффективность в решении оперативных задач, — говорит она. — Например, человек уже давно хотел «для себя» научиться разбираться в управлении финансами и теперь реализует эту возможность».
Нижегородский репертуар
Сегодня рынок предлагает широкий ассортимент краткосрочных продуктов бизнес-образования. Провайдерами скоростных программ выступают классические вузы и невузовские бизнес-школы, тренинговые компании, консалтинговые агентства, консультанты, разработавшие авторские программы, и предприниматели, создавшие в своих фирмах в период «хорошей жизни» и бурного развития рынка образовательные подразделения для собственного пользования и продажи услуг на свободном рынке. Количество игроков и ассортимент предлагаемых продуктов не поддается точному учету. По сути, кризис дал импульс росту рынка быстрого бизнес-образования.
Но количество, увы, не переходит в качество. «Недавно мы говорили на эту тему с директором по персоналу одного производственного предприятия, который сказал, что в Нижнем крайне сложно найти компанию, которая предлагала бы качественную программу, квалифицированных тренеров и была бы способна обеспечить достойный уровень сервиса при проведении обучения в целом, — говорит Татьяна Ивлева. — Я полностью разделяю это мнение. Серьезных и устойчивых игроков на рынке краткосрочного образования можно насчитать не более 5-7, что крайне мало для нашего города. Не исключено, что влияние оказывает близость Москвы и возможность при наличии средств приглашать тренеров из столичных или международных компаний либо отправлять своих сотрудников на обучение в столицу».
Насколько оправданно появление огромного количества разных краткосрочных антикризисных программ для руководителей бизнесов? «В нашем советском прошлом был популярен тезис о том, что каждая кухарка может управлять государством, — рассуждает г-жа Ивлева. — Я смотрю на большинство нынешних образовательных антикризисных предложений примерно в том же ключе. Правительства государств, руководители ведущих мировых компаний и талантливые экономисты пока не до конца понимают, что делать, а некий Василий Пупкин из Урюпинска организует антикризисные программы и обещает кого-то чему-то научить. Лично я воспринимаю это исключительно как желание г-на Пупкина поправить свое финансовое положение за счет находящихся в смятении слушателей. Мне очень понравился семинар Игоря Романова, прошедший в декабре. Выйдя к слушателям, он сказал примерно следующее: »Вы должны понимать, что никто сейчас не знает, что делать и чем все это закончится. Вы не найдете ответов в учебниках, и с вами некому поделиться опытом, т.к. все мы в подобной ситуации оказались впервые. Поэтому рассчитывать вы можете только на себя». Думаю, следует творчески и в то же время осторожно пользоваться даже советами гуру, и анализировать, а не слепо доверять историческому опыту».
Бренд сертификата
«На выходе» потребители скоростных продуктов получают итоговый документ, подтверждающий их участие в тренинге или семинаре. Иногда слушателям приходится проходить итоговое тестирование или защищать работу (презентацию, бизнес-план и др.), для того чтобы продемонстрировать новые умения и готовность тут же применить их в родной компании. Обычно провайдеры краткосрочных образовательных программ выдают собственные именные сертификаты негосударственного образца. Известность школы и тренера повышает ценность сертификата в глазах заказчиков. Впрочем, наличие «бумажки в рамочках» — не главное: клиент жаждет полезных знаний и как можно скорее.
Измерить пользу
Татьяна Ивлева поделилась секретами оптимального выбора скоростного образовательного продукта. Во-первых, важна репутация компании и тренера в бизнес-среде. При этом ключевую роль играет наличие реализованных аналогичных проектов и рекомендаций от существующих клиентов. Во-вторых, потенциальный партнер должен заранее представить программу, содержащую действительно актуальные для вас вопросы. В-третьих, тренер обязан понятно и доступно разъяснить, за счет чего будет достигнут необходимый результат обучения, а также сразу обозначить возможные ограничения в его достижении.
Эксперты отмечают, что при покупке любого образовательного продукта всегда важно определить критерии успешности обучения: насколько пригодятся компании приобретенные сотрудниками знания и навыки. «Эффективность образовательного продукта можно измерить прогрессом развития бизнеса, скоростью и качеством внедрения изменений, — говорит Елена Фомченко. — По этому поводу хочется процитировать строчку »Наш стремительный шаг вперед — это лишь результат пинка». Важно чтобы в компании после обучения что-то менялось — корректировалась стратегия, появлялись новые процедуры, технологии. Люди участвуют в наших программах с целью что-то улучшить в своем бизнесе, добиться качественного роста».
В любом случае, по словам Татьяны Гладиной, даже в условиях дефицита финансов и экономического спада обучение, даже краткосрочное, должно быть целенаправленным, встроенным в общую систему управления персоналом и соответствовать целям и задачам компании. Любая программа должна содержать ожидаемые результаты и при обратной связи со слушателями должна быть подтверждена оценкой по пяти- или десятибалльной системе. В противном случае получится обучение ради обучения.
Что можно освоить за короткое время и чему в принципе невозможно научиться на скорую руку? «Фундаментальных знаний на краткосрочных курсах не приобретешь, можно только закрепить или систематизировать уже имеющиеся, разложив их по полочкам применительно к своей компании, — говорит г-жа Фомченко. — И, конечно, невозможно стать предпринимателем за короткий срок, даже если у человека есть соответствующие задатки».
«Быстрое образование не оправдывает надежд, когда ожидания изначально завышены, — рассказывает г-жа Ивлева. — Важно понимать, что краткосрочная программа может либо сформировать какой-то один навык или осветить одну тему, либо обозначить вектор направления движения, если в ее рамках затрагивается много вопросов. Если говорить о достижении результата и внедрении в жизнь навыков, приобретенных в процессе тренинга, заказчик должен понимать, что за 2-3 дня этого не достичь. Обучающая компания должна предложить серьезную и системную программу сопровождения и посттренингового обслуживания. Результаты переноса тренинговых навыков в практическую ежедневную работу достигаются в среднем за 4-6 месяцев».
Цена знаний
Стоимость быстрого обучения для бизнеса может составлять и 4 тыс. руб., и 120 тыс. руб. — все зависит от «звездности» педагогов, содержания программы, количества слушателей, места проведения обучения и других критериев. Средняя стоимость корпоративных тренингов для топов — 40-60 тыс. руб. в день, для сотрудников — 15-35 тыс. руб. Участие в открытом тренинге, который, как правило, может посетить любой желающий, обходится примерно в 3,5-10 тыс. руб. на одного участника, а стоимость тренерского часа составляет от 500 руб. до 5 тыс. руб.
Нынешние расценки вполне сопоставимы с прошлогодними. Однако, как сообщил глава одной тренинговой компании, уже в конце осени цены на быстрое обучение сильно дифференцировались и этот процесс продолжается. Недорогие курсы дешевеют, а программы для топов «упаковываются» в новую «обертку», слегка модернизируются и преподносятся по более высокой цене. «Большинство фрилансеров и средненьких тренинговых компаний снизили цены или увеличили скидки, — рассказывает наш собеседник. — Впрочем, у профессионалов, уверенных в себе, работы не уменьшилось, поэтому снижать цены им нет смысла. Правда, и об удорожании образовательных услуг тоже не слышно. Проще сделать новый антикризисный курс и предложить его по более высокой стоимости».
На чем не следует экономить при покупке скоростной программы? «Во-первых, на оплате труда бизнес-тренера. Выбрав более дешевые услуги и сэкономив 10 тыс. руб. на стоимости тренингового дня, можно потерять дополнительные 2-3 дня на обучение, а также мотивацию ваших сотрудников и их готовность учиться в дальнейшем, — убеждена Татьяна Ивлева. — В каждом втором случае мы до начала работы сталкиваемся с негативным отношением со стороны участников, основанным на уже имеющемся опыте работы с другими тренерами. Не стоит экономить на обеспечении достойной организации проведения программы. Обучение должно стать не только содержательным, но и эмоционально насыщенным, ярким событием в жизни компании, к тому же работа на тренинге — это серьезная психологическая нагрузка. Поэтому все сопутствующие моменты — помещение, мебель, питание, оборудование — должны обеспечивать максимальный комфорт и участникам, и тренерам».